Рядовые сотрудники стали чаще предъявлять претензии руководству

Кризис своеобразно отразился на отношении россиян к работе. По данным ВЦИОМ, подавляющее большинство наших соотечественников (63%) трудятся так же, как и до кризиса. А каждый десятый стал работать с меньшим усердием. При этом возросла доля рядовых сотрудников, которые стали чаще предъявлять претензии руководству.

Кризис в той или иной степени тревожит 82% россиян, отмечают социологи. При этом с начала года снизилась оценка россиянами перспектив трудоустройства. Чаще всего респонденты полагают, что в случае потери работы равноценную им удастся найти только с большим трудом (30%, в марте было 26%). Больше всего опасений по поводу трудоустройства у специалистов с высшим образованием на производстве, в сфере обслуживания (42%).

Четверть россиян уверены, что устроиться сейчас на новую работу практически невозможно (в марте таких было 21%). Такой пессимизм характерен в первую очередь для неквалифицированных рабочих (35%).

Почти каждый пятый респондент убежден, что найти новую равноценную работу можно, приложив небольшие усилия. Больше всего оптимистов такого рода среди военнослужащих (38%). Легким процесс трудоустройства представляется только 8% россиян.

Экономия стала главной стратегией поведения россиян в условиях кризиса (к ней прибегают 57%). Еще 17% занялись выращиванием фруктов и овощей на своем участке. Наименее популярные способы сохранить прежний образ жизни – обращение за пособиями и сдача в наем жилья, гаража и т. д. (по 3%).

Парадоксально, но факт: 18% наших сограждан ничего не предпринимают в условиях кризиса для поддержания прежнего уровня доходов. Кризис не оказал большого влияния и на то, насколько усердно работают россияне: большинство (63%) работают так же, как и раньше.

«Кризис никакого влияния на результаты работы, на рост производительности труда не оказывает. Зависимость есть только от характера человека. Так и в России, и во всем мире», – соглашается научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин. По данным ВЦИОМ, лишь 17% стали трудиться напряженнее, 12%, напротив, решили работать с меньшим усердием.

Главный экономист «Уралсиб капитал» Владимир Тихомиров замечает, что опрос проводился в основном среди жителей регионов, а там люди сильнее зависят от государства, многие работают в компаниях, которые получают заказы от муниципальной или региональной власти, а в этом секторе экономики больших сокращений работников не произошло. «В компаниях, аффилированных с госорганами, чаще не увольняют, а отправляют работников в неоплачиваемые отпуска, и поэтому люди честно признались, что работать стали меньше», – предполагает Тихонов.

Желание работать меньше даже в кризисные времена не мешает россиянам заниматься привычным делом – критиковать начальство.

68% опрошенных не фиксируют никаких изменений отношения к ним со стороны руководства (хотя в феврале таких респондентов было больше – 81%). И даже возросла доля тех, кто стал хуже относиться к руководству (рост с 8% до 13%). Ругать начальство – наша национальная черта, это очень похоже на россиян – найти виноватого в своих проблемах, говорит Тихомиров. «Такая позиция характерна для наемных работников. Бизнес привык отвечать за результаты своего труда, поэтому склонен лучше работать и меньше обвинять других», – уточняет эксперт. «Критика начальства – это естественно, российское общество взрослеет, развивается, и в кризис этот процесс идет быстрее», – полагает Ясин.

по материалам Gazeta.ru

Нет комментариев

RSS лента комментариев этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.