Как составить резюме

Думаем, что ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что резюме - неотъемлемый атрибут любого соискателя на квалифицированную работу. Правильно составленное резюме дает Вам фору перед другими кандидатами и возвышает в глазах работадателя.

Как составить привлекательное и качественное резюме? Это основной вопрос, который мы сейчас постараемся рассмотреть. Хотя, конечно, Вы можете воспользоваться услугами профессионалов (заплатив им некоторую сумму) - работников рекрутинговых агентств. Но если же Вы решили заняться написанием резюме самостоятельно, то Вам просто необходимо ознакомиться со следующими вопросами:

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО РЕЗЮМЕ?

Хорошее резюме одно из самых эффективных средств поиска работы.

Запомните три ключевых момента:

1. У Вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут. Если внимание привлечь не удалось - значит, резюме не сработало.

2. При написании резюме следуйте принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей. Другими словами, в резюме стоит включать описание именно тех аспектов Вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую Вы претендуете. Например, если Вы занимались научной работой и одновременно консультированием, в резюме, направленном на получение работы в области коммерции, не стоит описывать Ваши научные достижения и приводить список Ваших научных трудов. Лучше перечислить те конкретные навыки и знания, которые Вы получили в процессе консультационной деятельности.

3. Удачное резюме может стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель - добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично.

О ЧЕМ СТОИТ НАПИСАТЬ В РЕЗЮМЕ?

Резюме состоит из следующих блоков:

Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).

Цель (не обязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).

Трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Это часть основная. Укажите даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности (их может быть несколько, если Ваша карьера развивалась успешно), и кратко опишите должностные обязанности и производственные достижения, если они у Вас были. При описании Ваших достижений используйте глаголы действия, такие как: развивал, сэкономил, увеличил или сократил.

Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме; для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы, если он и есть, менее значителен, можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели).

Дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой). Указание на возможность предоставления рекомендаций.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ РЕЗЮМЕ?

Основные требования к стилю написания резюме:

  • краткость - общий объём до двух полных страниц текста 12 кеглем;
  • определенность и конкретность;
  • активность (никогда не пишите “участвовал”, “оказывал помощь” и т.п., это позволяет думать, что Вы лишь оказывали разовые услуги или были рядом с процессом);
  • честность и валидность - способность документально подтвердить изложенные в резюме факты.Избегайте использовать местоимение “Я”.Необходимо быть предельно информативным в выборе формулировок о себе, но, из уважения к предыдущему работодателю, не следует разглашать коммерчески ценную информацию.Не следует писать:
  • занимался обучением
  • помогал уменьшить ошибки
  • быстро усваиваю новые знанияCледует писать:
  • обучил двух новых служащих
  • сократил ошибки на 15%, чем сэкономил фирме 1000$
  • освоил новые процедуры в рекордно короткий срок - за две неделиНе будьте многословны и избегайте пассивных форм.Не следует писать:
  • отвечал за выполнение…
  • находил применение следующим возможностям…
  • нес ответственность за…Следует писать:
  • выполнил…
  • эффективно использовал…
  • отвечал за…Предпочитайте позитивную информацию негативной.Не следует писать:
  • улаживал жалобы на…
  • препятствовал снижению доли продаж
  • перешел с должности…Следует писать:
  • помогал клиентам в…
  • повысил потенциал продукта на рынке
  • продвинулся на должность…Концентрируйте внимание на Ваших достижениях.Не следует писать:
  • проработал там три года
  • выполнял дополнительную работуСледует писать:
  • получил повышение в должности и два повышения оплаты
  • всегда выполнял работу в срок
О ЧЕМ НЕ НАДО ПИСАТЬ В РЕЗЮМЕ?

Не надо включать в Ваше резюме:

  • Всю Вашу трудовую биографию. На самом деле Вашего потенциального работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет
  • Ваши физические данные
  • Вашу фотографию
  • Причины, по которым Вы уходили с работы
  • Требования к зарплате
  • Имена людей, которые дают Вам рекомендацию (подготовьте этот список, он может пригодиться на собеседовании)В заключение проверьте Ваше резюме по следующим позициям:
  • Попросите кого-нибудь, кто хорошо владеет языком, на котором написано резюме, проверить его
  • В описании настоящей работы используйте глаголы в настоящем времени, например, работаю, проектирую
  • При описании предыдущих мест работы используйте глаголы в прошедшем времени
  • Будьте последовательны: если Вы один раз использовали сокращение, используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью)
  • Избегайте длинных фраз и мудреных слов
  • Четко выделите необходимые заголовки
  • Проследите, чтобы Ваше резюме было оформлено в одном стиле
  • Выбирайте стиль, который легко читается (большие поля, не мелкий шрифт, достаточное расстояние между строками и т.п.)
  • Используйте бумагу белого цвета хорошего качества
  • Очень важно уместить Ваше резюме на одной, максимум на двух страницах
  • Будьте уверены, что Вы сможете подтвердить всю информацию, которую Вы включили в резюме
  • Неплохо составить резюме на двух языках. Разумеется, к резюме на иностранном языке предъявляются те же требования относительно оформления, грамотности и стилистического единства, что и к резюме на русском языкеВот некоторые наиболее важные рекомендации:
  • Готовясь к интервью, очень важно провести предварительную разведку. Необходимо собрать как можно больше сведений о фирме, куда Вы идете на собеседование и о людях, с которыми Вам предстоит встретиться.
  • Полезную информацию можно получить разными способами. Если речь идет о крупном предприятии, познакомьтесь с его продукцией или услугами. Многие организации распространяют свои проспекты и рекламные брошюры. Попробуйте найти статьи в газетах или журналах об этой организации.
  • Можно побеседовать с человеком, работающим или работавшим в этой организации. От него можно узнать массу полезных вещей, но следует учитывать субъективную окраску таких рассказов. Возможно, на некоторые из Ваших вопросов сможет ответить консультант агентства, в которое Вы обратились.

Что надо бы узнать об организации, в которую вы идете на интервью:

  • Какую продукцию, или какие услуги предлагает организация?
  • Где и кому реализуются продукция и услуги?
  • Сколько лет существует организация?
  • Насколько изменились задачи организации со времени ее существования?
  • Стабилен ли состав руководства, или оно часто меняется?
  • Каков юридический статус организации?
  • Были ли попытки поглощения организации другими фирмами?
  • Получила ли организация прибыль в прошлом году? За прошедшие три года?
  • Проводилось ли сокращение штатов за последние три года? Почему?
  • Входит ли организация в какое-либо более крупное объединение?
  • Много ли внимания уделяет организации пресса? Почему?
  • Каковы отзывы прессы об организации?
  • Каково отношение к служащим в данной организации?
  • Какие новые проекты разрабатываются в организации?
  • Базируется ли организация внутри страны или имеет партнеров или отделения за рубежом?
  • Каковы перспективы отрасли, которой принадлежит организация?